Творческий пересказ использую довольно часто. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Для творческого пересказа беру такие произведения, которые позволяют читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию и, так сказать, его глазами посмотреть на тех людей и на те события, о которых рассказывается в тексте. Итак, творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими- либо изменениями.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им. Желающих выполнить на уроке такую работу очень много. Это имеет большое значение для развития творческих способностей детей.
Использую следующие варианты изменений:
-
изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа); Например: Расскажи сказку от имени лягушки (В.Гаршин «Лягушка - путешественница»); от лица Мороза Ивановича (В.Одоевский «Мороз Иванович»), - превратить рассказ «Как поросёнок говорить научился» в сказку, пересказывая её от имени поросёнка;
- изменить грамматическое время глаголов. При этом меняется изображение события. Например, употребление вместо глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному событию.
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше. Например, придумай продолжение сказки В.Сутеева «Палочка - выручалочка». Расскажи, как Заяц будет использовать палочку – выручалочку.
Отправить комментарий